СТРУКТУРА АГИТАЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОСКОСТИ

Плоскость как один из главных структурных элементов художественного решения сама по себе, без каких бы то ни было изобразительных элементов, является художественной формой.

Плоскость обладает самыми различными эмоционально-образными свойствами: пропорциональностью (квадрат, прямоугольник), статикой и динамикой, цветом, фактурой и т. п.

Любая плоскостная композиция (изображение) своей композиционной схемой, распределением тональных или цветовых пятен, формальным контуром привносит в плоскость то или иное ее членение.

Линейное членение плоскости является дальнейшим развитием и организацией ее художественно-образных качеств. Этот момент в композиции плоской поверхности особенно важен с точки зрения соответствия формального образного строя плоскости содержанию, смыслу композиции.

Рассмотрим некоторые формально-художественные моменты организации плоской поверхности.
— Поверхность может быть расчленена на различное количество равных частей. Такое членение зрительно меняет масштабность плоскости. Большая расчлененность производит впечатление большого масштаба.
— Плоскость как таковая может быть подчеркнута членением ее одинаковыми горизонтальными или вертикальными линиями, расположенными равномерно.
— Аналогичное членение линиями различной толщины приводит к зрительному «разрушению» плоской поверхности, делает ее разнородной, вызывает ощущение глубины.

Неравномерная ритмика в членении плоскости одинаковыми по зрительной весомости рядами «деформирует» плоскую поверхность, создает впечатление криволинейности. Аналогичное ощущение (искажение линии) может быть вызвано линейным контуром.

Обладая пространственными свойствами, линия может быть использована как средство передачи пространства на плоской поверхности. Так, несколько плоскостных фигур, обведенных контуром разной толщины, воспринимаются лежащими в разных плоскостях. Более плотный толстый контур определяет передний план, и, соответственно, тонкий слабый контур — задний.

В передаче пространственных качеств плоской поверхности используют и другие приемы:
— расположение структурных элементов друг над другом (верхние элементы ассоциативно воспринимаются как более дальние);
— наложение одной фигуры на другую;
— постепенное уменьшение геометрически подобных друг другу структурных элементов.

Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон, цвет и т. д.

Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и с характером распределения на ней светлых и темных тонов (цветов). Светлый тон выражает малую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.

Членение по горизонтали дает нейтральную «весомость» поверхности. Больший по площади и более темный по тону «верх» создает ощущение максимальной тяжести; больший по площади и более тяжелый по тону «низ» вызывает минимальный соответствующий эффект. Усиление тональности кверху производит впечатление «заземленности», статичности плоскости. Постепенное нарастание светлого тона увеличивает плоскость по вертикали, придает ей скрытую энергию движения вверх.

Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.

Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности.

Так, например, ослабление постепенного контраста фигуры к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные — для последующих, дальних.

Плоская поверхность, равномерно окрашенная в один цвет, воспринимается, по аналогии с однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные цвета делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность. Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.

Плоская поверхность «деформируется» в зависимости от окраски членящих ее элементов. Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные — обостряют их.

Основные композиционные схемы . Распределение на плоскости частей, связанных в единое целое — композицию, может быть самым различным. Вместе с тем беспредельные варианты компоновки разделяются на два вида — симметричную и асимметричную .

Симметричная компоновка считается наиболее простой и сводится порой к сугубо арифметическому расчету. Этот вид композиции создает впечатление неподвижности и в определенных формах наглядной агитации вызывает ощущение парадности и торжественности.

Асимметричная композиция представляет собой соподчиненную организацию частей, не обусловленную какими-либо жесткими нормативами. Асимметричная композиция всегда исполнена внутренней энергии, движения.

Выбор того или иного вида композиции зависит от многих факторов. Главными среди них являются содержание изобразительного материала, а также психологические особенности восприятия, причем эти два фактора выступают в теснейшем единстве.

В самом деле: основополагающие принципы наглядной агитации — активность, наступательность — сохраняют свою актуальность и для художественно-политического оформления, обусловливая асимметричность композиции как более динамичной, подвижной.

Принцип оперативности, требующий постоянного обновления агитационно-художественных средств, также определяет, как более желательную, асимметричную композицию, по сути безгранично вариативную.

Симметричная композиция более распространена в праздничном художественно-политическом оформлении городов и сел, в архитектуре, подчиненной, как правило, жестким законам симметрии.

Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции.

Как правило, различные варианты композиционных решений в основе своей имеют схемы, в большей или меньшей мере приближающиеся по очертанию к линиям (прямая, кривая, горизонталь, вертикаль) или простейшим геометрическим фигурам — квадрату, треугольнику, кругу, овалу, и т. д. Существуют схемы, соединяющие в себе эти фигуры в том или ином сочетании.

Слова «композиция построена по кругу» нельзя понимать буквально. Данная композиционная схема означает, что основные элементы композиции подчинены в своем контуре линиям, напоминающим окружность или ее часть или приближающимся к ним.

Линейная схема во многом определяет эмоционально-образный строй композиции. Характер воздействия композиции, основанной на той или иной линейной схеме, определяется характером воздействия на нас простейших геометрических структур — линий и фигур, составляющих эту схему.

Композиция на основе одной или нескольких вертикалей динамична и одновременно величественна, торжественна.

Композиция, построенная по горизонтали, обладает слабо выраженными динамическими свойствами и чаще всего статична.

Диагональная композиция производит впечатление активного движения. Композиция по двум диагоналям активна, подвижна, а в случае пересечения диагоналей — статична. Статичной является и крестообразная композиция.

Композиция, построенная по квадрату и кругу, статична, торжественна. Овальная компоновка, напротив, динамична.

Заметим, что различные композиционные схемы, несмотря на определенный характер воздействия, не являются раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами композиции. Важно указать также и на то, что они являются не основным, а всего лишь начальным, но существенным источником эмоционально-образного строя композиции. Главным в композиции каждого произведения агитационно-оформительского искусства является содержание. Оно-то и определяет в конечном итоге тот или иной психологический и эмоциональный эффект. Виды композиционных решений и основные композиционные схемы являются одним из существенных моментов в эмоциональном, образном строе произведения. К примеру, плакат художника В. Корецкого «Народ и партия едины» скомпонован симметрично. Симметрия здесь использована как наиболее эффективное средство для раскрытия содержания плаката. Четкий композиционный расчет, доведенная «до математической» равнозначность левой, правой и центральной частей плаката, компоновка изображений вокруг центральной его части — цифры «XXVI» — все это передает уверенность в правоте политики КПСС, нерушимом единстве партии и народа, создает ощущение гармонии и целостности произведения. Это впечатление усиливается конкретным текстом и характером изображений, выражающих главную тему плаката — уверенное и твердое движение советского народа под руководством Коммунистической партии по пути созидания и мирного труда.

Плакат художника С. Волобуева «На севе дорог каждый час» — пример иного подхода, иного композиционного решения. Асимметричная компоновка, использование диагональной схемы — все это создает динамичность, определенное напряжение. Плакат, таким образом, побуждает, подталкивает к действию.

Следует уточнить, почему линейная композиционная схема является начальным, но существенным фактором эмоционально-образного строя.

Визуальная информация в большинстве сфер ее применения (политическая и рекламная, с использованием плаката, экспозиционное искусство) построена на привлечении непроизвольного внимания. Оно связано с первичной ориентировкой в окружающей среде, направлено прежде всего на фиксацию формальных характеристик источников информации независимо от их содержания. К таким характеристикам относят величину объектов, особенности их расположения в пространстве и по отношению друг к другу, их цвет, форму, количество и т. д. Формальные характеристики объекта и являются в силу ассоциативности нашего восприятия начальным элементом в образной структуре композиции.

Композиционные схемы являются не только первичным звеном в образной структуре композиции. Они служат своеобразным средством визуальной «драматургии», управляя вниманием зрителя в соответствии с развитием содержания информации.

Так, отдельные специальные исследования по организации зрительного восприятия дали интересные выводы 1 . Вот некоторые из них:
— внимание наблюдателя концентрируется в тех местах изображения, где происходит взаимодействие элементов;
— направление движения взгляда наблюдателя обычно совпадает с направлением движения элементов;
— эффективным способом акцентирования внимания наблюдателя на определенном элементе является выделение этого элемента (по какому-либо различительному признаку) среди других элементов;
— простые геометрические правильные формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются, чем сложные неправильные формы.

Приведенные выводы убедительно показывают важнейшую роль композиционных схем в организации внимания. Заметим, что последний вывод свидетельствует со всей очевидностью в пользу простых композиционных схем изобразительной агитации, так как внимание к усложненным фигурам основано на целевой установке (предварительно обусловленной необходимости). Эта мысль четко выражена в передовой статье газеты «Правда»; «Она (наглядная агитация — Прим. ред. ) должна отличаться слитностью формы и содержания, единством идейной, смысловой задачи и ее образного выражения. Все, что непонятно с первого взгляда, что требует дополнительных объяснений, неприемлемо для агитационно-художественного оформления» 2 .

Приемы компоновки плоскости . Как уже отмечалось, наиболее простым средством организации отдельных элементов в целое является симметричная компоновка. Симметрия требует наличия осей, равных интервалов между изображениями, их повтора.

Сложнее и интереснее асимметричная композиция. Остановимся на некоторых, наиболее типичных способах компоновки, основанных на принципе асимметрии.

Композиция из одного изобразительного элемента . Элемент, как правило, сдвинут влево или вправо, а также вверх или вниз относительно геометрического центра. Степень удаленности от центра определяет степень динамичности композиции. Положение элемента на центральной горизонтальной оси (вне зависимости от удаления влево или вправо от центра) обусловливает «падение» этого элемента. Относительное равновесие достигается положением пятна на оптической оси, которая всегда несколько выше геометрической.

Композиция из двух изобразительных элементов . Если размеры элементов одинаковы, симметричная компоновка является наиболее простой и вполне удовлетворительной, особенно в декоративных, не несущих какого-либо содержания мотивах.

Смысловое главенство одного из элементов — данный случай наиболее распространен в художественно-политических установках — требует соподчиненной компоновки. Главенствующая роль этого элемента может быть акцентирована цветом, тоном, зрительным увеличением его размеров за счет декоративных пятен и т. д.

Композиция из двух неравных элементов требует прежде всего логически обоснованного расположения на плоскости главного из них. Выбор места расположения определяет степень статичности или динамичности, которая, в свою очередь, определяется содержанием материалов.

Два разных по величине пятна в большинстве случаев компонуются путем наложения друг на друга или сопоставления. При наложении пятен главное по содержанию пятно располагается на первом плане. В случае его малых размеров оно может быть подчеркнуто всеми доступными изобразительными средствами — цветом, тоном, контрастом и т. д. Сопоставление пятен может быть контрастным и нюансным — в зависимости от содержания. Нюансное сопоставление требует зрительного сближения пятен, контрастное — удаления. В обоих случаях равновесие достигается за счет пропорционального распределения тональных и цветовых характеристик пятен, а также за счет организующей роли фона. Меньшее пятно, как правило, «сильнее» (более яркий цвет, насыщенный тон). Расположение пятен нередко определяется зрительным равновесием, устойчивостью участков фона вокруг этих пятен.

Композиция из трех изобразительных элементов дает практически неограниченное число вариантов компоновки. Выделять и подробно анализировать отдельные из них означало бы встать на путь «рецептов», несовместимых с искусством. Главное здесь — определение смыслового значения элементов по отношению друг к другу и акцентировка их в соответствии с этим значением различными выразительными средствами — цветом, тоном, фактурой и т. д.

Композиция из четырех и более изобразительных элементов — наиболее сложный вид композиции. Как и в предыдущем случае, рецептов компоновки здесь быть не может. В практике дает хорошие результаты прием группировки отдельных элементов в более крупные пятна с последующим выделением их в зависимости от значимости материала.

Говоря о наиболее общих приемах компоновки, следует подчеркнуть общее, характерное в них. Суть каждой компоновки — создание наиболее благоприятных условий для зрительного выделения главного в композиции. Это возможно за счет увеличения различительных признаков элементов на основе контрастных и нюансных сопоставлений. Как правило, выделение знака или элемента, несущего основополагающую для данного материала информацию, осуществляется за счет контрастного сочетания самого знака и поля, на котором он расположен.

Создание условий для зрительного выделения главного часто основано на учете физиологических закономерностей восприятия. Так, например, в зрительном восприятии существует тенденция движения глаз слева направо. В связи с этим акцентировка главных по содержанию элементов достигается за счет расположения их поперек этого движения.

ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Шрифт является неотъемлемой, основной частью лозунгов, призывов, транспарантов, плакатов.

Во всех этих формах наглядной агитации шрифт выступает в качестве компонента шрифтовой композиции, или шрифтового плаката.

Шрифтовой плакат — это художественно оформленный текст, выражающий четко и сжато сформулированное обращение, идею или несущий какую-либо информацию.

Что же прежде всего необходимо учитывать в работе над шрифтовой композицией?

Декоративное начало, заложенное в любом шрифте (рисунок букв, их форма, характер), является сильнейшим средством эмоциональной окраски содержания текста. Поэтому выбор наиболее целесообразной формы шрифта, которая отвечала бы содержанию текстового плаката, — дело первостепенное. Достаточно представить плакат «Да здравствует 1 Мая!», написанный старорусским уставом, чтобы понять, насколько это было бы неуместно.

В работе над плакатом важен учет физиологических моментов восприятия его зрителем. Край листа бумаги, планшета или панно, на котором создается плакат, и фон, на котором он экспонируется, являются, взятые вместе, сильным раздражителем (явление краевого контраста). В силу этого восприятие информации (текста, цифр), расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края плаката по всему его периметру должны являться чистой, нетронутой зоной. Соотношение полей и текста по величине также имеет немаловажное значение в эстетике плаката. В количественном плане это соотношение исключительно богато нюансами, но, как правило, ширина полей намного превосходит высоту букв. Кроме того, поля обычно оставляют неодинаковыми: самое широкое — нижнее, немного уже — боковые, и самое узкое — верхнее.

Практически все разновидности шрифтовых композиций сводятся к двум схемам: симметричной и асимметричной.

В первом случае части текста, зеркально расположенные справа и слева от вертикальной оси симметрии, равны друг другу, имеют одинаковую зрительную тяжесть, и поэтому вся шрифтовая композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, неподвижности.

Во втором случае равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.

Симметричную схему композиции чаще всего применяют в текстах торжественного, спокойного и информационного характера. Ее используют и тогда, когда будущие условия размещения текстового плаката неизвестны (например, в экспозиции передвижных выставок), так как симметричная композиция имеет большие возможности гармоничного сочетания с окружающей обстановкой. Асимметричной схеме шрифтовой композиции отдается предпочтение в текстах динамичного, призывного содержания.

Важный и ответственный момент в работе над шрифтовым плакатом — смысловая акцентировка текста при его построчной разбивке. Любой текст состоит из отдельных смысловых блоков. Слова, входящие в смысловой блок, не должны быть разорваны. Это неминуемо приведет к трудностям в прочтении текста, что недопустимо в оперативных формах наглядной агитации. Шрифтовая композиция в лозунге, призыве должна восприниматься мгновенно.

В работе над шрифтовым плакатом художник-оформитель, как правило, не использует множества различных шрифтовых гарнитур. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.

Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:
— цвет шрифта и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие текста;
— общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию темы экспозиции;
— цветовое решение сгармонировано с экспозицией.

Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:
Наилучшее для восприятия решение — тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.
В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым.
Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.

В выборе цветовой гаммы шрифтового плаката немалую роль играет и характер его освещенности. Дневное и искусственное освещение имеют различный спектральный состав и по-разному воздействуют на отдельные цвета, усиливая или ослабляя их звучание. Учет этого оптического явления необходим.

Используемый в качестве вспомогательного, информативный текст оформляется в виде различного рода указателей, пояснительных надписей и т. д.

В работе над справочно-вспомогательным шрифтовым материалом следует исходить прежде всего из удобства его восприятия.

Вспомогательный текст должен быть хорошо освещен.

Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.

Относительно самостоятельные тексты, указатели должны быть подняты над потоком зрителей. Надписи выше или ниже уровня глаз желательно располагать на плоскостях, перпендикулярных лучу зрения, то есть наклонных. Это значительно облегчает восприятие.

Шрифт, используемый со вспомогательной целью, желательно унифицировать. С целью унификации надписей можно использовать отпечатанные на машинке и увеличенные фотоспособом тексты. Кроме этого, в практике художников-оформителей широко применяются трафареты, дающие чистый, четкий графический рисунок, используются переводные шрифты (летросет). Буквы, наклеенные на прозрачную пленку, переводятся на рабочую поверхность легким прижиманием пленки. Имеется опыт использования множительной техники: ротапринт, фотопечать и т. д.

Назначение политического плаката — призывать и убеждать, а потому он должен быть предельно ясным, кратким и броским. Чтобы смотреть художественные полотна, люди идут на выставки и в музеи, где проводят многие часы, внимательно и вдумчиво рассматривая произведения искусства. Плакаты же сами должны находить своего зрителя, как бы захватывать его врасплох, останавливать его внимание и мгновенно внушать ему ту или иную мысль посредством художественного образа. Отсюда его особые, специфические черты. Ту или иную идею плакат должен подать сконцентрированно, ударно. В романе могут быть сотни страниц, в фильме — тысячи кадров, на живописном полотне — десятки фигур и предметов. А плакат — это всего один лист (или 2 — 3 листа, слитые воедино), который буквально в мгновение должен убедительно сказать зрителю многое. Поэтому плакату свойственны активность формы, предельная эмоциональность, лаконичность, заостренность образа. Отсюда — условность композиционного и цветового решения. Сюда нельзя механически перенести приемы живописи. Плакат требует применения своих условных приемов — крайнего обобщения рисунка, подчеркивания отдельных деталей или, наоборот, пренебрежения ими. В плакате допустимо совмещение в одном изображении различных масштабов или действий, происходящих в разное время. Здесь используются метафоричность, яркая символика, неожиданные ракурсы, «ненатуральные» цвета в изображении предметов и т. п.

Именно этот вид изобразительного искусства в наиболее полной мере выражает специфику наглядной агитации, ее актуальность, острую, открытую политическую направленность, яркую призывность. Хороший пример тому — плакат А. Апсита «Грудью на защиту Петрограда». На переднем плане — три бойца революции. Масса народа показана условно, но мы чувствуем ее силу. Художник убрал все лишнее, сосредоточив главное внимание на призыве спасти социалистическую революцию. Плакат активен, резок, его целенаправленное влияние на зрителя бесспорно.

Сегодняшний плакат — это трибун, борец. Очень верно, на наш взгляд, пишет об этом В. Корецкий: «По самой сущности своей он (плакат. — Прим. авт. ) призван звать советских людей на труд и подвиг... В наше время плакат стал не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и организатором. Сегодня, отражая в художественно-реалистическом образе великий смысл социалистического соревнования, политический плакат вдохновляет миллионы трудящихся страны на борьбу за выполнение исторических решений партии» 3 .

Изображение и фон . В работе над шрифтовой композицией и плакатом важно учитывать некоторые закономерности соотношения изображения и фона.

Так, например, подмечено, что в некоторых случаях одно и то же пятно можно в зависимости от направленности внимания видеть выступающим или отступающим, иными словами, изображение и фон могут быть попеременно друг другом.

На рисунке изображена белая ваза. При желании, однако, на этом рисунке можно увидеть изображение двух лиц. При этом цвет фигур либо предметен, фактурен, либо воздушен и нейтрален.

Подобные примеры можно найти и в области шрифтовых работ. На рисунке дана часть слова. Малые промежутки между буквами при большой длине засечек приводят к тому, что мы воспринимаем эти промежутки как фигуру. Текст, по существу, не прочитывается.

Такого рода искажения, нечеткое отделение фигур от фона являются серьезным недостатком композиции, особенно в наглядной агитации, где агитационный эффект основан на мгновенном прочтении и ясности содержания. Путаница между фигурой и фоном может быть дезориентационным моментом, разрушающим этот контакт.

Во избежание подобных случаев художнику следует помнить о некоторых закономерностях;
— как правило, фигурами воспринимаются меньшие поверхности, а большие — фоном;
— поверхности, несущие «выступающий», насыщенный цвет, воспринимаются как фигуры;
— поверхности, окрашенные ненасыщенным, «отступающим» цветом, мы склонны воспринимать в качестве фона.

В связи с выступающими и отступающими свойствами цветов следует указать на одну важную, наиболее общую закономерность. Поверхности, окрашенные в светлые, насыщенные, теплые цвета, выступают вперед. Поверхности, несущие темные, ненасыщенные, холодные цвета, отступают назад. Зная это, художник сможет, в зависимости от поставленной задачи, создавать пространственные композиции при общем плоскостном характере изображений. Разрушение экспозиционной плоскости приводит к нежелательным зрительным и эмоциональным эффектам.

Цветовое соотношение фигуры (изображения) и фона является очень серьезным моментом работы над композицией в наглядной агитации.

Изображение воспринимается тем более четким, чем более оно отличается по цветовому тону от фона. Но все же решающим фактором здесь выступают светлотные характеристики. Фигура воспринимается четкой и ясной, когда она отличается от фона не только по цвету, но и прежде всего по степени светлоты. Опыт отдельных исследований 4 показывает следующие соотношения цветов, дающие хорошую различимость объекта (степень различимости дана в убывающем порядке).

Здесь уместно было бы сказать об особой роли нейтральных цветов (красок) — белого, серого и черного — в гармонизации плоскостной композиции. Данные цвета обладают способностью сочетаться практически со всеми цветами (красками). Это их свойство используется преимущественно в двух случаях. Во-первых, с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами. Здесь художник вводит нейтральный контур (серый, черный, белый), разделяющий контрастные цвета, либо соединяет нейтральные тона с контрастным, ослабляя их этим и добиваясь более спокойного звучания. Во-вторых, художник использует нейтральный цвет (особенно серый) в качестве цвета фона. Нейтральный фон всегда гармонизирует сочетание цветовых пятен, а это очень важно в том случае, если подбор красок (цветов) был недостаточно удачен или случаен.

Одним из ведущих средств современного экспозиционного искусства является фотография.

Изобразительные возможности фотографии универсальны. Фотография может передать все многообразие окружающей нас действительности, начиная от предметного окружения и кончая глубинами микро- и макромиров.

Фотография как искусство представляет собой художественное обобщение фактов. Соединяя в себе достоверность и убедительность документа с силой эмоционального, образного обобщения, фотография пробуждает интерес к вопросам науки, техники, культуры, искусства, политики.

Фотография в экспозиции обогащает возможности традиционных художественных средств (диаграмм, схем, различных символов). Условность, отвлеченность, абстрактность последних фотография дополняет живым рассказом о фактах, событиях их художественным обобщением.

Сила воздействия фотографии, ее убедительность состоят прежде всего в том, что она воспринимается как документальный, достоверный факт. Наряду с этим современные фотографические средства позволяют изображать факты пристрастно, целенаправленно, выбирая только то, что работает на тему экспозиции. При этом ощущение достоверности сохраняется, эффект присутствия непосредственно на месте события делает фотопроизведение исключительно действенным и наиболее популярным средством в оформлении установок и тематических выставок наглядной агитации.

Примером тому может служить фотомонтаж, нашедший самое широкое применение в выставочном искусстве; Композиционно объединяя изображения, сделанные в различное время, с различных точек, с различными композиционными схемами, фотомонтаж, убеждая своей фотографической достоверностью, представляет собой необычное, захватывающее, развивающееся во времени и пространстве зрелище.

Фотография, таким образом, часто используется в экспозиции в качестве главного эмоционально-образного средства. Это либо фотомонтаж, либо просто фотография больших размеров, либо фото- и диапозитивные панно. Современные экспозиции имеют опыт использования цветовых диапозитивных панно до 200 м и более. Использование громадных по размеру фотопанно создает атмосферу нового, необычного пространства, психологически активно воздействующего на зрителя и создающего условия для целенаправленного активного восприятия экспозиции.

Фотография в экспозиции очень часто используется и как дополнительное, усиливающее выразительность экспоната средство. Обычно это фотофон, зрительно дополняющий рассказ об экспонате. Создается впечатление, что действие развертывается более широко, чем это может охватить кадр, что оно продолжается и за его пределами. Снимок показывает только самую важную часть общего события, обращает внимание на главное — все это многократно усиливает эффект экспозиции, делает ее полной, исчерпывающей.

В выставках на общественно-политическую тематику все более утверждает себя фотографика — эффективный способ фотопечати с нивелировкой полутонов и доведением фотоотпечатка до иллюзии рисунка, выполненного в той или иной художественной технике (гравюра, литография и т. п.). Существенными преимуществами фоографики являются ее лаконизм, образность, воздействие которых усиливается характерной для фотографии достоверностью. Произведения фотографики в оригинальной, новой форме передают, отбрасывая лишнее, самое главное, самое существенное в произведении, способствуют эмоциональному усвоению информации.

В качестве художественного средства в изобразительной агитации используют и считаемую обычно недостатком фотографии зернистость отпечатка. Зернистость, доведенная путем большого увеличения до предела, становится необычным, оригинальным декором и выразительным средством оформления.

С помощью фототехники отработаны приемы получения плоскостных силуэтных изображений предметов без фотоаппарата. Положенный на лист бумаги и освещенный, предмет воспроизводится в виде характерного силуэтного рисунка. Такого рода фоторисунки вполне оправдывают себя как дополнение к экспонату либо как сами экспонаты (например, образцы растений).

Несколько советов о технике экспонирования фотографий.

Если фотография используется как образно-пространственное средство, размеры ее должны быть настолько большими, чтобы глаз был не в состоянии охватить всю ее мгновенно. Ощущение «бесконечности» фотопанно рождает иллюзию не только самой среды, но и присутствия а ней.

Фотография вспомогательного значения должна быть воспринята сразу, что определяет ее меньшие размеры по сравнению с фотопанно.

Фотография требует хорошего освещения. Экспозиционные фотографии лучше всего печатать на матовой (а не глянцевой) бумаге во избежание бликов, слепящих глаза и затрудняющих восприятие.

В.В. Быков
Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве
М.: Плакат, 1983

1 Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых композиций. — Техническая эстетика, 1970, №8.

3 Корецкий В. Б. Товарищ плакат. М.:Плакат, 1981, с. 60

4 См.: Кисин Б. М. Графическое оформление книги. Л.: Гизлегпром, 1946

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

  • Научить применять знания о приемах композиции в практической творческой работе.
  • Выполнить композиционную схему для последующего создания композиции на тему "Времена года".
  • Поставить перед учениками новую художественную задачу - попытаться не изобразить конкретные объекты, а выразить свое восприятие времени года при помощи обобщенных, может быть, даже абстрактных форм.
  • Повторение и закрепление знаний о следующих приемах композиции:
  • Симметрия-асимметрия, статика-динамика, ритм, контраст, композиционный центр.
  • Развитие творческих способностей детей, художественного воображения и фантазии.
  • Воспитание интереса к мировой художественной культуре.

Оборудование для учащихся: Бумага (формат А4), цветная бумага, ножницы, клей.

Оборудование для учителя: Методические пособия, репродукции картин.

Сценарий урока.

1. Здравствуйте, ребята! Проверим, все ли готово для нашего урока. У нас на столе есть бумага, цветная бумага, ножницы, клей. Сегодня мы будем выполнять композиционную схему для нашей творческой работы в технике аппликации из цветной бумаги. Все это нам понадобится, когда начнется практическая работа, а пока прослушаем объяснение. Тема нашей композиции - "Времена года", и у вас уже есть эскизы, выполненные на предыдущем занятии.

2. Зачем при создании произведения нужна композиционная схема?

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

С чего начинается работа над композицией? Прежде чем начать работать над окончательным вариантом, необходимо выбрать наиболее гармоничное соотношение различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Для этого и нужна композиционная схема. Она позволяет определить сюжетно-композиционный центр произведения, добиться уравновешенности композиции.

С какими приемами композиции вы познакомились на первом курсе?

Симметрия, асимметрия, статика, динамика, ритм, контраст.

Рассмотрим примеры композиционных схем картин художников, работающих в реалистической манере. Перед вами репродукции картин

И.Левитана "Осень. Парк Сокольники" и А.Саврасова "Грачи прилетели". На таблицах показаны композиционные схемы данных картин.

Композиционная схема. И.Левитан "Осень:"

Композиционная схема. А.Саврасов. "Грачи прилетели".

Какая из композиций является симметричной?

Картина И. Левитана "Осень. Парк Сокольники"

Композицию этого пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция. В данном случае уравновешенность и ощущение спокойствия достигается приемом симметрии в композиции. Незначительные отклонения от идеально симметричной схемы уравновешиваются такими деталями, как высокое дерево слева и женская фигура, несколько смещенная на картине вправо. Эти детали придают композиции жизненную достоверность.

А что мы можем сказать о композиции картины "Грачи прилетели"?

Она асимметричная, уравновешенная.

На таблице, изображающей схему этого пейзажа, мы видим, как колокольня на дальнем плане уравновешена диагональной линией берега, уходящие вверх стволы берез также образуют ритм диагоналей, а множество птиц группируются в отдельные пятна. Динамика линий картины подчеркивает весеннюю суету грачей, строящих гнезда.

А вот для картины Г. Нисского. "Подмосковье. Февраль" можно даже не приводить таблицу-схему. Почему? Г.Нисский является основоположником так называемого "сурового стиля" в живописи социалистического реализма. Художник создавал свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры. Пейзажи выстраивал в соответствии с задуманной схемой. Примером такой рафинированной композиции может служить "Подмосковье. Февраль"

Г. Нисский. Подмосковье. Февраль. 1957 г.

Что мы можем сказать о композиции картины "Подмосковье. Февраль"?

Она асимметричная, динамичная.

Какими композиционными приемами пользовался художник для создания динамичной композиции?

Асимметрия, динамика.

Это диагональные линии дороги, уходящей в перспективу, стелющийся дым от локомотива, передающий движение мчащегося поезда. А какой еще знакомый нам композиционный прием использовал художник?

- Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Какие элементы картины ритмично расположены?

- Ели слева на переднем плане.

Чем уравновешен этот элемент картины?

- Ритмично расположенные облака в правом верхнем углу картины.

А чем уравновешен зрительный центр картины - точка схода дороги, уводящей наш взгляд на горизонт, в далекую перспективу?

Фигурой лыжницы в красном костюме.

Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию картины и придает ей пространственную глубину. Какой композиционный прием в данном случае применил художник?

Контраст.

Искусство XX века выдвинуло новые идеи и концепции в изобразительном искусстве. Перед вами пример творчества одного из основоположников абстрактной живописи В.Кандинского. Картина называется "В синем", что дает простор для фантазии зрителя. Мы видим геометрические фигуры, расположенные в соответствии с композиционной схемой, выбранной автором.

В.Кандинский. В синем. 1925 г.

Какие композиционные приемы использовал автор?

Асимметрия, динамика, контраст.

Что мы можем представить, рассматривая эту картину?

Мельницу, дома, фигуры людей и животных, идущих по дороге в гору, заходящее солнце. (Сельский пейзаж.) Или натюрморт с апельсином...

А какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Умиротворенность, спокойствие: А может быть, тревога, грусть?

А на какое время года это похоже?

- Осень, может быть, зенит лета:

Таким образом, произведение само по себе схематичное и абстрактное рождает у нас в восприятии определенные образы и эмоциональные ощущения. Не обязательно максимально точно воспроизводить действительность, чтобы передать зрителю чувства художника.

3. Теперь наступила очередь практической работы. Воспользуемся нашими эскизами декоративной композиции "Времена года", выполненными на предыдущем занятии.

Пусть каждый из вас попробует выполнить схему задуманной композиции в технике аппликации из цветной бумаги. Эта техника позволяет творчески поработать над нашей композицией.

Прежде чем наклеить на лист детали из цветной бумаги, их необходимо подвигать, добиваясь наибольшей выразительности и совершенства композиции. Если на эскизе подробно проработаны мелкие детали, постараемся их обобщить и выполнить схему из простых геометрических форм.

В соответствии со своим замыслом выбираем известные нам композиционные приемы: симметрию, асимметрию, статику, динамику, ритм, контраст. Начинаем работу.

4. В процессе практического выполнения задания учитель напоминает известные учащимся приемы композиции, индивидуально работает с каждым учеником, помогая наиболее выразительно применить тот или иной прием. Необходимо избегать излишней деталировки в нашей схеме, напоминать, что детали будут проработаны в окончательном варианте композиции в соответствии с выбранной техникой исполнения. В конце урока надо обсудить выполненные схемы, проанализировать, какими средствами художественной выразительности каждому ученику удалось воплотить свой творческий замысел.

5. Подведение итогов урока, постановка задачи на следующее занятие - на основе созданной схемы выполнить композицию "Времена года".

На следующем занятии - на основе созданной прежде схемы ученики выполняют композицию "Времена года" в технике гуаши или акрила при помощи щетинной плоской кисти.

Данная техника предлагается, для того, чтобы избежать излишней деталировки в работе над композицией и сосредоточиться на выражении эмоционального впечатления от выбранного времени года.

Примеры работ учеников:

<Рисунок 1> Белоусова Маша, 14 лет. "Лето".

<Рисунок 2> Бочкова Катя, 12 лет. "Времена года".

<Рисунок 3> Мирюкова Альбина, 17 лет. "Весна".

<Рисунок 4> Фомичева Ира, 14 лет. "Весна".

Список используемой литературы

  1. И. Иттен. Искусство формы. Перевод с немецкого. Изд. Д.Аронов. 2001 г.
  2. В.С.Кузин. Психология живописи. М., Изд. "Оникс". 2005 г.
  3. Е. Медкова. Уроки Кандинского. Газета "Искусство" №1/2010.

Практически любая композиция из любого
вида или жанра искусства становится схемой,
удобной для контроля и анализа используемых
принципов. Любая живописная или графическая
работа мыслится в виде пятен, линий, тональных
и цветовых составляющих (пример - авангардизм,
когда художник останавливается на определенном
уровне реализации схемы или делает попытку
реализовать схему нестандартными средствами).
В динамических искусствах (кино, например) - на
общий экранный кадр накладывается сюжетная
композиция или ряд таких композиций.

Для чего нужны композиционные схемы?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ?
Любая композиция, коллаж или картина
по сути являются схемой на абстрактном уровне
мышления, и в процессе разработки уже
обрастают
более-менее
реалистичными
элементами на уровне сюжета. На первом этапе
работы художник сразу определяет схему, а
затем начинает наполнять ее «жизненными»
элементами, хотя выбирает он ее в любом
случае от своего конкретного замысла (некоего
виртуального конечного образа, существующего
у него в голове).
Именно схема в предельно общих чертах
выражает суть его композиции.

Виды композиционных схем

ВИДЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ
СХЕМ
Веками художники искали наиболее
выразительные композиционные схемы, в
результате мы можем говорить о том, что
наиболее
важные
по
сюжету
элементы
изображения размещаются не хаотично, а
образуют простые геометрические фигуры
(треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат,
прямоугольник и т. п.), вдоль которых
перемещается
взгляд
наблюдателя
в
соответствии с законом направления движения
(см. законы восприятия).

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость,
где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист
бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены,
или поверхность объемного предмета (упаковки).
Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не
нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него
определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны.
Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы
поля и от окружающей среды.
Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного
восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля
находятся в зоне активного восприятия, другие вне его. Если представить поле
в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные
точки. Например:
В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и
горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на
диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие
на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник;
В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении
диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения
диагоналей.
В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра;
точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его
диагоналях.
В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные
точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция
не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой
зрительного восприятия.

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного
изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и
прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет
определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической
формы поля.
В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение,
имеющее S - образную форму. Для круга - характерно движение вдоль
окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и
вертикали, составляющее крест.
Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа,
Суриков - придавали большое значение композиционному построению,
признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек",
сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Равнобедренный треугольник
И. ВИШНЯКОВ.
Портрет
Ксении
Тишининой

Равносторонний треугольник
Н. ПУССЕН.
Пейзаж с
Полифемом

Круг
П. РУБЕНС.
Снятие с
креста

10.

Квадрат
Н. ПУССЕН.
Аркадские
пастухи

11.

Овал
К. ЛОРРЕН.
Пейзаж с
мельницей

12.

Пирамида
ЛЕОНАРДО ДА
ВИНЧИ.
Мадонна в
гроте

13. схемы

СХЕМЫ

14. Открытая схема.

ОТКРЫТАЯ СХЕМА.
Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не
следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или
зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой
композиции. Основные направления линий - из центра.
Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или
к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция
складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле
изображения.

15. Замкнутая схема.

ЗАМКНУТАЯ СХЕМА.
Для передачи образа чего-то неподвижного,
устойчивого подойдет замкнутая, закрытая,
статичная композиция. Основные направления
линий стягиваются к центру. Построение ее по
форме круга, квадрата, прямоугольника с
учетом симметрии дает необходимо решение.

16.

Схемы простых композиций (по А. Кищук). Взято отсюда:
http://landscape.totalarch.com/composition_landscape_paintings

17.

18. Тоновая схема.

ТОНОВАЯ СХЕМА.
Темный цвет как стабильность и
светлый как активность происходящего.
Ритм светлых пятен прямо-таки тянет в
яму.

19. Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

ТОЧКА И НЕСКОЛЬКО ЛИНИЙ ДАЮТ МНОЖЕСТВО
ВАРИАНТОВ КОМПОЗИЦИИ.

Можно представить, что на первом рисунке изображен человек на
берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист,
поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на
берегу реки. А четвертая - пейзаж.
Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек,
линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций

20. Композиционные схемы на основе линий и фигур, уравновешивание композиции (взято из "Creative Illustration" Andrew Loomis)

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ НА ОСНОВЕ ЛИНИЙ И ФИГУР,
УРАВНОВЕШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ (ВЗЯТО ИЗ "CREATIVE
ILLUSTRATION" ANDREW LOOMIS)

21. Веласкес. Сдача бреды.

ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ.
Постепенно, приобретая опыт, можно научиться
строить композиционные схемы только
мысленно.
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно
Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций,
благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен.
Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры,
расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего
ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно
передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о
необходимости сдаться на милость победителя.

22.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа.
Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными
волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления.
Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа
позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.
Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур
и оружие в левом углу картины.

23. Источники

ИСТОЧНИКИ
1.
2.
3.
4.
5.
http://www.hardline.ru/8/68/4222/
О.Л.Голубева - Основы Композиции.
http://shedevrs.ru/kompoziciya/323-bazovi
e-principi-kompozicii.html
http://scrap-info.ru/myarticles/article.php
?storyid=245
http://scrap-info.ru/myarticles/article_st
oryid_476.html

Финансовое планирование – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования 1 .

Планируемая смета затрат ИП Воробьева «Мебель Велл» представлена в таблице 2.7.1.

Таблица 2.7.1. – Смета затрат ИП Воробьева «Мебель Велл»

В таблице 2.4.2 представлена себестоимость продукции ИП «Мебель Велл».

Таблица 2.7.2. Себестоимость продукции ИП «Мебель Велл»

Инвестиции и уставной капитал

Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один их главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией.

Оценка разработанной инвестиционной стратегии осуществляется на основе следующих критериев:

    Согласованность инвестиционной стратегии компании (фирмы) с общей стратегией ее экономического развития. При этом исследуется согласованность целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

    Внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и направления инвестиционной деятельности, а также последовательность их выполнения.

    Согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная инвестиционная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития и инвестиционного климата страны, а также конъюнктуры инвестиционного рынка.

    Реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности компании в формировании финансовых ресурсов, за счет собственных источников. Кроме того, оценивается квалификационная подготовленность персонала и техническая оснащенность компании с позиций задач реализации инвестиционной стратегии. В отдельных случаях рассматривается также возможность привлечения к реализации инвестиционной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических и других ресурсов.

    Приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки рассматриваются уровниосновных инвестиционных рисков и их возможные финансовые последствия для компании;

    Результативность инвестиционной стратегии. Оценка результативности инвестиционных программ базируется, прежде всего, на определении экономической эффективности их реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации инвестиционной стратегии (рост имиджа компании, улучшение условий обслуживания клиентов и т.п.).

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием компании, в условиях изменения внешних и внутренних факторов, определяющих это развитие.

Для данного проекта необходимо дополнительное финансирование, так как существует нехватка собственных средств. Составим основные фонды в таблицу.

Таблица 2.7.3. – Основные фонды ИП Воробьева «Мебель Велл»

Наименование основных фондов

Количество единиц

Балансовая стоимость, руб.

Примечание

1. Здания и сооружения

Офисное помещение

Производственное помещение

2. Оборудование

Персональный компьютер

Копировальный аппарат

Ручной инструмент

Охранная сигнализация

3. Транспортные средства

ГАЗель-330210

4. Прочие основные фонды

Мебель для офиса

Телефон, факс

ИТОГО

1 199 316

В таблице 2.7.4. представлены оборотные средства предприятия.

Таблица 2.7.4. – Оборотные средства ИП воробьева «Мебель Велл»

В таблице 2.7.5. отражен уставный фонд ИП «Мебель Велл».

Таблица 2.7.5. – Уставный фонд ИП «Мебель Велл»

Финансовые потоки.

Реализуя свои функции, финансовая система предприятия призвана решать следующие задачи: привлечение внешнего капитала, эффективное управление собственным капиталом, использование капитала (инвестиции, платежный оборот) в процессе производства и его возврат.

В таблице 2.4.6.показано взаимодействие основных финансовых потоков.

Таблица 2.7.6. Взаимодействие основных финансовых потоков

Назначение платежа

Величина доходов и расходов по месяцам, тыс. руб.

1. Инвестиции

2. Издержки производства, всего за мес., в том числе:

2.1. Материальные затраты

2.2. Фонд оплаты труда

2.3. Социальный налог

2.4. Амортизационные отчисления

2.5. Прочие расходы

3. Издержки нарастающим итогом

4. Доходы от реализации за мес.

5. Доходы нарастающим итогом

6. Прибыль за месяц

7. Прибыль нарастающим итогом

8. Налог на прибыль

9. Прибыль, направленная на покрытие инвестиций

10. Остаток непокрытых инвестиций