Наша Никольская средняя школа находится в Должанском районе, самом южном районе Орловской области.

В прошлом году школа отметила свой 120-летний юбилей. Безусловно, мы храним и уважаем традиции. Но время идёт вперёд, хочется чего-то нового. Так в прошлом году администрация школы выдвинула идею – создать новый учебно-опытный участок. Обучающиеся школы с радостью поддержали её и приняли в разработке проекта участка. Надо сказать, прежний участок неоднократнозанималпризовые места в районных смотрах – конкурсах. Но он был расположен далеко от школы, что создавало определённые трудности.

Работая по озеленению учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить участок в цветущий уголок. Началась работа- воплощениепроекта в жизнь.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.

2. Создали инициативную группу.

3. Организовали работу проектной группы.

4. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.

5. Создали звенья

6. Сформулировали вывод и составили проектный план на следующий год.

НАЧАЛО РАБОТЫ.

Мы определили место учебно-опытного участка в микрорайоне школы. Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность Структура почвы -чернозём. УОУ расположен на земельном участке, который находится рядом со школой.

Началась работа по подготовке земельного участка.

Произвели разметку территории, огородили участок.

Были заложены основные отделы УОУ, требуемых Положением об УОУ:

отдел начальных классов, овощной отдел, коллекционный,полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они выращивают овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур – один из самых важных на участке. Здесь выращиваются помидоры, огурцы, капуста, лук, свекла и многие другие овощи, причем самые разные сорта. Здесь проводим большинство опытов, выясняем эффективность различных агротехнических приемов. Прежде чем приступить к опытнической работе, мы знакомимся с требованиями такой работы, т.е. каждый опыт ставим на двух делянках: опытной и контрольной.

Наиболее интересными опытами считаем: 1. «Выращивание тыквы посевом семян в грунт и рассадой» , 2. «Влияние предпосевной закалки на урожай морковки», 3. «Сортоизучение картофеля».

Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для отделов. Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.


Большую работу провели обучающиеся по созданию экологического отдела. В результате кропотливой творческой работы появился искусственный водоем и альпийская горка с нашим любимым хозяином - хранителем Стёпкой.

лука-125 кг,

морковки-560 кг,

капусты-360 кг,

фасоли-16кг.



Продукция, выращенная на участке, используется для питания детей в школьной столовой. Излишками овощей делимся с монастырем Марии Магдалины, учителями-ветеранами,населением.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

2011 г.

Звено №_______ учащихся _______ класса МБОУ

СОШ

С.Большая Поляна

Тербунского района, Липецкой области

20___ г.

Состав звена

Введение.

Тема моей работы : лекарственные растения моего села.

Актуальность:

Я живу в селе Большая Поляна. Это очень красивое место. Здесь растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Я выбрала эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила провести свою исследовательскую работу.

Цель : изучить лекарственные растения своей местности.

Задачи :

Познакомиться с литературными источниками, которые могли бы мне дать полную информацию о лекарственных растениях моего района;

Изучив флору своего микрорайона, выявить, какие именно растения считаются лекарственными;

Изучить правила приготовления и хранения лекарственного сырья;

Попытаться вырастить некоторые лекарственное растение на УОУ.

Объект исследования : местность центрально-чернозёмного района.

Предмет исследования : лекарственные растения моей местности.

Гипотеза : если знать о применении лекарственных растений, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

План:

1.Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3.Сбор материала.

а) Подумать самостоятельно.

б) Спросить у другого человека.

в) Узнать из книг.

4. Обобщить.

5. Провести анкетирование.

Село Большая Поляна, в котором проводилось это исследование, расположен в 30 км от районного центра и в 100 км от города Липецка.

Расстояние до реки Дон – 20 км. Рельеф местности равнинный, климат умеренно-континентальный, средняя температура января -15, средняя температура июля………...

Знание географического положения и особенностей климата помогло мне определить, какие именно растения могут встречаться на данной местности.

Актуальна ли эта тема? Я считаю, что да. Ведь здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, и если мы сами сможем позаботиться об этом, применив знания о лекарственных растениях, то и наше здоровье будет приумножено на долгие годы.

1. Основная часть

1.1. Из истории применения лекарственных растений

Попытки лечения с помощью лекарственных трав производились еще со времен сбора первобытным человеком различных кореньев. Первые документальные упоминания об использовании лекарственных растений относятся к Древнему Миру. Используя растения в пищу, люди постепенно стали замечать наличие у них целебных свойств. Так, лекарственные растения применялись в Древнем Египте, Китае, Греции и т.д.

Например, египтяне умели снимать спазмы и боли при различных недугах. Они использовали сельдерей или шафран для снятия ревматических болей, гранат для борьбы с ленточными червями, белену для снятия колик и прочие лекарственные растения, а также различные эфирные масла и смолы. Древние греки умели применять минеральные источники, грязевое лечение, различные масла и лекарственные травы. А индийцы активно использовали при врачевании благородные металлы: свинец, ртуть, цинк, сурьму, серу и пр.

Сведения об использовании целебных свойств растений в древности можно почерпнуть из данных этнографии и археологии.

Так, изучая, например, племена австралийцев, отдельные племена Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений. Как правило, сведения о целебных свойствах растений не были достоянием всех членов племени, а сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания, большей частью под покровом тайны, передавались от отца к сыну (или от матери к дочери, ибо у некоторых племен врачевание было привилегией женщин).

Достижения современной медицины стали возможны в основном благодаря вкладу огромного количества людей, которые описывали лекарственные растения, придумывали, как за ними ухаживать, как их правильно собирать и опробовали на себе их воздействие. Так, например, вавилоняне обратили внимание на потерю лекарственных свойств многих лекарственных растений при их хранении на солнце. Так был открыт известный принцип сушки лекарственных трав в месте, защищенном от прямого попадания солнечных лучей.

Еще в древности было замечено, что свойства собранных лекарственных трав также зависят от времени сбора. Какие-то лекарственные растения собираются ранним утром, а иные ночью, то же касается и времен года.

Еще больше сведений содержат первые письменные источники. На самых древних из них - глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, уже содержатся сведения о лекарственных растениях; причем наряду с описанием различных лекарственных растений указано, против каких болезней и в каком виде это растение должно применять. Свои сведения о лекарственных растениях ассирийцы заимствовали преимущественно от шумеров и вавилонян; на табличках, составленных ассирийскими писцами, указаны названия растений на ассирийском, вавилонском и шумерском языках.

Очевидно, ассирийцы довольно широко использовали целебные свойства лекарственных растений. Известно, например, что в столице Ассирии Ниневии был даже сад, где их выращивали.

Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы объедают плодоносящие ветви этого деревца, после чего приходят в прекрасное настроение и веселятся всю ночь.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей.

Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. В монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.

XVIII век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

1.2. Классификация лекарственных растений

Обычно выделяют следующие категории лекарственных растений.

Официальные лекарственные растения - растения, сырьё которых разрешено для производства лекарственных средств в стране.

Фармакопейные лекарственные растения - официальные растения, требования к качеству лекарственного растительного сырья.

Лекарственные растения народной медицины - большинство растений в ней относительно плохо описано, и сведения об эффективности их применения не прошли необходимой проверки средствами современной фармакологии.

1.3. Применение лекарственных растений

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по частям растения, поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настой , отвар , водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты ) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официальных растений получают сок.

Для наружного применения используются: травяная ванна , обертывание , примочка , компресс .

Получают различное лекарственное растительное сырье: трава, цветки , листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

1.4. Объекты и методы исследования.

1.4.1. Изучение выделенных территорий.

Для проведения исследований мною были выбраны следующие территории – это участок в округе пруда села Большая Поляна, двор дома, и, конечно, собственный дом. В результате изучения видового состава флоры (см. приложение 1), проведенного с помощью обычного описания растений, мною были выявлены следующие растения, являющиеся лекарственными:

Таблица 2. Лекарственные растения изучаемых районов.

Т., многол.

Листья

Горец птичий

Т., многол.

Надземная часть

Донник лекарственный

Т. Однол.

Листья, соцветия

Календула

Т., многол.

Соцветия

Т., многол.

Листья

Крапива двудомная

Т., многол.

Надземная часть

Лопух большой

Т., многол.

Листья

Мать-и-мачеха обыкновенная

Т., многол.

Листья

Мята перечная

Т., многол.

Надземная часть

Мелисса лекарственная

Т., многол.

Листья

Одуванчик лекарственный

Т., многол.

Листья

Пастушья сумка обыкновенная

Т., однол.

Надземная часть

Подорожник большой

Т., многол.

Листья

Полынь горькая

Т., многол.

Надземная часть

Ромашка аптечная

Т., однол.

Соцветия

Цикорий обыкновенный

Т., многол.

Корни

Череда трехраздельная

Т., однол.

Надземная часть

Чистотел обыкновенный

Т., многол.

Надземная часть

Хвощ полевой

Т., многол.

Надземная часть

Щавель конский

Т., многол.

Надземная часть

Условные обозначения:

Т. – травянистое растение

К. – кустарник

Д. – дерево

Многол. – многолетнее растение

Однол. -однолетнее растение.

Вывод: на такой небольшой территории произрастает достаточное количество лекарственных растений, применяемых при различных заболеваниях.

Изучив литературные источники, я выяснила, при каких видах заболевания применяются наиболее встречаемые растения (см. приложение). Кроме этого, я напрямую убедилась в целебных свойствах одного из растений –ромашки лекарственной. При болях в горле полощу рот настоем цветков ромашки, и мне становится гораздо легче.

При опросе работника аптеки села, выяснено, что население с. Большая Поляна намного реже покупает лекарственные растения, возможно потому, что не имеет информации и не знает, какие лекарственные растения растут рядом с ними, как их надо собирать, сушить, и использовать. Необходимо информировать население о том, какие лекарственные растения произрастают, как их можно использовать и применять.

1.4.2 Опрос учащихся

Перед исследованием по нахождению и выявлению лекарственных растений, я изучила специальную литературу по данному вопросу. После сбора материала мною был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов. Учащиеся указали названия тех растений, которые, по их мнению, обладают лечебными свойствами. В опросе участвовало 20 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Как оказалось, все мои одноклассники знают такие растений. После обработки полученных данных получились следующие результаты:

Таблица 1. Наиболее известные лекарственные растения

№ пп

Наименование растения

Количество человек, упомянувших данное растение

Календула, ноготки лекарственные

Крапива двудомная

Липа крупнолистная

Мята перечная

Одуванчик лекарственный

Подорожник большой

Ромашка аптечная

Репейник

Шиповник

1.4.3. Анкетирование населения по применению лекарственных трав.

Показания к применению

Применение

Настой душицы обладает антимикробным, противовоспалительным и обезболивающим свойствами .

Душица обыкновенная

В народной медицине существует прекрасное и проверенное средство, которое помогает при болях в желудке. Его очень часто применяют в странах Балтии. Это - тмин. Нужно взять чайную ложку тмина, заварить кипятком, дать настояться и пить. Получается очень приятный напиток, который можно применять и для профилактики, если боли возникают периодически. Настой тмина уменьшает боли, снимает спазм и нормализует работу желудочно-кишечного тракта.

Тмин обыкновенный

От кашля. Снимает воспаление (противовоспалительное действие), уничтожает вредные микроорганизмы и микробы (противомикробное действие), останавливает кровь (кровоостанавливающее действие). Помимо перечисленного, медуница лекарственная обладает отхаркивающим и вяжущим свойствами, что особенно актуально при сухом, раздражающем кашле, а также мочегонным действием.

Медуница лекарственная

Свежих листья березы промыть холодной кипяченой водой, затем измельчить, залить 500 мл кипяченой воды температуры 40-50 градусов, настаивать 4 часа, слить, отжать листья, отстаивать 6 часов, осадок удалить. Готовый настой зелено-желтоватого цвета из свежих листьев берёзы слегка горький, содержит витамин С.
Принимать перед едой, как витаминный напиток.

Листья берёзы продырявленной

Применяют в виде теплого настоя для полоскания горла

Липа сердцевидная
Ромашка аптечная (цветки)

1.5.

На последнем этапе своей работы я и мои товарищи посадили лекарственные растения на УОУ школы.

1.6. Общие правила сбора.

Скоро лето. А лето - прекрасная пора заготовки лекарственных трав. Изучив литературу, я выяснила, как надо правильно заготавливать и хранить лекарственное сырье.

Заготовку растения производят в тот период, когда они содержат наибольшее количество необходимых действующих веществ. В разных частях растения, это зависит от фазы развития и погодных условий. Почки собирают ранней весной, когда они только начинают набухать, но еще не тронулись в рост. Сбор коры проводят весной, во время весеннего движения соков. В это время кора легко отделяется от древесины. Листья собирают обычно в начале цветения. Цветы, соцветия, заготавливают во время цветения. Траву (надземную часть травянистых – листья, стебли, цветы) собирают обычно в начале цветения, а у некоторых видов – при полном цветении. Плоды и семена заготавливают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью, когда растения переходят в период покоя или ранней весной до распускания листьев. Все надземные части растения заготавливают только в сухую погоду. Собранное сырье нельзя долго хранить в таре. Сушат лекарственное сырье в сухих, хорошо проветриваемых помещениях – в сушилках, в тени под навесами, а также в печах и духовках.

Выводы

В результате свой исследовательской работы я выяснила, почему лекарственные растения считаются наиболее ценными.

Изучив намеченную для исследования территорию, выявила растения, имеющие лечебные свойства.

Некоторые из растений были посажены на пришкольном участке в отделе «Лекарственные травы».

Изучила правила сбора и хранения лекарственного сырья.

Оказывается, наша земля - это большая природная зеленая аптека. Так почему же нам не принять такой дар от природы и не воспользоваться им по назначению? Ведь лекарственные травы и растения можно использовать в медицине и лечить множество заболеваний, не прибегая к искусственным и дорогостоящим препаратам. И, конечно, вы все со мной согласитесь, что ароматный дымящийся чай с малиной или другими вкусными травами будет гораздо лучше всяких таблеток, и кроме этого, отлично поднимет настроение в холодное зимнее время.

Список использованной литературы

Красная книга Липецкой области. Сост. Нагалевский В. Я. Краснодар: Кн. Изд-во, 1994.-285 с.

Косенко И. С. Определитель высших растений Липецкой области. М.: изд-во «Колос», 1970. – 614 с.

Петров В. В. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: Высшая школа,

1994. – 271 с.

Морозов М. Ф. Лекарственные растения Липецкого края. Кн. Изд-во, 1980. – 184 с.

Материалы сети Интернет.

Целью экологического образования и воспитания школьников является формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких как экологическая культура, бережное и ответственное отношение к окружающей среде.

Красивый, ухоженный учебно-опытный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к природе, сельскохозяйственному труду.

Основными учебно-воспитательными задачами работы на участке являются:

показывать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ;

обучать детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности;

напоминать (регулярно) детям о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений;

прививать учащимся экологическую культуру – уважение к законам природы.

На учебно-опытном участке МОБУ СОШ с.Рассвет проводятся занятия по сельхозтруду 1-7 классы и основы агротехники 8-9 классы, используется также для опытов по ботанике и природоведению.

На учебно-опытном участке школы разработаны следующие отделы:

1. Отдел полевых культур8.Отдел лекарственных растений
2. Отдел овощных культур9. Отдел экологии
3. Плодово-ягодный отдел10 Отдел биологии

4. Цветочно-декоративный отдел11. Производственный отдел
5. Семенной отдел12. Региональный отдел
6. Отдел начальных классов13. Отдел защищенного грунта
7. Дендрологический отдел

Для работы на участке составляется план, на основе которого ведется работа с учащимися.
Ответственным за организацию работы на учебно-опытном участке является заведующая учебно-опытным участком. Она планирует размеры и место нахождение отделов, инструктирует учителей, участвующих в работе с детьми на участке, составляет график работ в летний период, обеспечивает посевным и посадочным материалом.

Учащиеся 1- 4 классов выращивали овощные культуры: свеклу, морковь, фасоль, горох. Ухаживают за цветами.

Овощной отдел на пришкольном участке играет важную роль, так как на нем проводится основная опытническая работа и выращивается продукция для пришкольной столовой. В отделе представлены следующие семейства: пасленовые (томаты, перцы); крестоцветные (капуста, редис, редька); зонтичные (морковь, петрушка); тыквенные (огурец, кабачок).

Идет обучение выполнения отдельных видов работ

Результат работы ребят в овощном отделе.

В отделе полевых культур выращивались: подсолнечник, кукуруза, рожь, ячмень, овес, пшеница, сахарная свекла. В данном отделе работали учащиеся 5-7 классов.

Ребята на отдыхе

Полевой отдел

Семенной отдел представлен корнеплодами: свекла, морковь, редька. Также выращивались сорт капусты «Слава» на семена.

Цветочно-декоративный отдел имеет следующие образцы: астры, люпин, махровая календула, азиатские лилии, бархатцы, осенние хризантемы и другие образцы.

В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений: голубая ель, акация, липа, вязь, береза .

Ребята с большим энтузиазмом участвуют в создании дендрологического отдела

В производственном отделе выращивается капуста, здесь же проводится опыт по установлению эффективности отвара лопуха против гусениц капустной совки, капустной моли и белянок младших возрастов.

Экологический отдел – прививает бережное отношение учащихся к окружающей среде.

Воспитывает любовь к своему селу и окружающей природе.

Экологическая тропа берет начало от школьного порога имеет 5 остановок: остановка сообщества живых организмов, чистые родники, водоемы наше богатство, горные вершины и их растительность, зона отдыха

Паспорт учебно-опытного участка

  1. Фамилия, имя, отчество директора школы, заведующего УОУ

Директор школы – Бондаренко Венера Исламовна

Заведующая УОУ – Кабакова Наталья Михайловна

  1. Материально-техническое обеспечение участка

Участок расположен рядом со зданием школы, огорожен забором, имеется водное обеспечение. Имеется овощехранилище, ручная обработка участка.


п/п

Название, назначение орудия

Есть в наличии

Необходимо приобрести

Грабли – для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян

Вилы садовые – для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов

Лопата – для перекопки почвы

Мотыги – для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок

Лейка с разбрызгивателем – для полива растений

Ведро – для полива, сбора урожая

Шланг – для полива растений

10 м

Семена и посадочный материал:

1. Огурцы сортов: «Неженские», «Конкурент», «Апрельский»

2. Кабачки «Грибовский»

3. Цуккини «Скворушка»

4. Патиссоны

5. Помидоры «Ляна», «Волгоградский»

6. Морковь «Нантская», «Московская поздняя»

7. Свекла столовая «Бардо», «Цилиндра»

8. Фасоль

9. Сладкий перец «Калифорнийское чудо», «Богатырь»

10. Петрушка

11. Укроп

12. Капуста «Слава», «Крюмон», «Колобок», «Московская поздняя»

13. Укроп

14. Баклажан «Черный принц»

15. Лук – чернушка

16. Семена цветочно-декоративных растений: астры, люпины, лилии, бархатцы, осенние хризантемы, махровые календулы и др.

В достаточном количестве

  1. Контингент учащихся

В школе обучается 107 учащихся. Из них ___ – начальное звено, ___ – среднее звено.

  1. Общая площадь учебно-опытного участка составляет – 1 га.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Леонида Васильевича Лукьянчикова»

Фатежского района Курской области

Утверждено приказом МБОУ «Большежировская средняя общеобразовательная школа» от августа 2014г. №

Директор школы_______________/Л.Т.Монастырев/

Пришкольный УОУ

Учитель

Медведева Наталья Степановна

2014-2015 уч. год

Пришкольный участок МБОУ «Большежировская СОШ»

План работы на участке в 2014-2015 уч.году.

Январь

Подготовка почвы под рассаду.

Февраль

Подготовка ящиков для рассады.

Посев и выращивание рассады

Март

Подготовка инвентаря.

Посев и выращивание рассады

Апрель

Подготовка инвентаря.

Май

Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок.

Высадка семян цветочно-декоративной культуры в грунт.

Посадка овощных культур и уход за ними.

Июнь

Уход за овощными

культурами: полив, прополка.

Июль

Уход за овощными культурами.

Август

Срезка и сушка зелёной культуры.

Сентябрь

Уборка моркови, свёклы, кабачков.

Сушка и заготовка семян

Октябрь

Уборка растительных остатков с грядок.

Обработка почвы.

Срезание старых веток плодово-ягодных культур

Вспашка земли

Ноябрь

Уборка и чистка УОУ Приведение в порядок всего садового инвентаря.

Декабрь

Составление перспективного плана:

сорта для посадки, севооборот.

Цели и задачи работы на пришкольном учебно-опытном участке

а) Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике полевых культур;

б) закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

в) способствовать профессиональной направленности учащихся;

г) приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;

д) снабдить школьную столовую овощами;

е) способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
2.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
3.Создание списка растений наиболее приспособленных к сельским условиям.
4. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, труда.

Краткая характеристика опытного участка.

Общая площадь –0,25га.

Год организации участка –1999г.

Заведующая участком Медведева Н.С.

Наличие отделов.

Отдел овощных культур.

Корнеплоды - морковь, свекла

Корнеплоды - картофель

Корнеплоды

Зелень,бобовые

Корнеплоды - картофель

Цветочно-декоративный отдел. Площадь -15 м кв

Многолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Лилейные

Амариллисовые

Ирисовые

Синюховые

Лилия тигровая,

ландыш майский,

ирис фиолетовый

Двулетники, однолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Норчниковые

Бархатцы распростертые

Подсолнечник

Ноготки лекарственные

георгины

Цинния изящная

Львиный зев

Золотой шар

Отдел начальных классов. Площадь – 60м кв

Перечень культур по классам

1класс

2класс

3класс

4 класс

укроп, лук, петрушка, сельдерей, и др.

Растения из группы корнеплодов: свекла, морковь, редис.

Растения бобовых- фасоль

Растения пасленовых- томаты

Растения из сем. тыквенные: огурец, тыква, кабачки т.д.

Цветы - многолетники

Плодово-ягодный отдел.

Яблони посажены в 2000 году.

Группа культур

Культуры

Сорт

Семечковые

(сем. Розоцветные)

Антоновка

Косточковые

(сем. Розоцветные)

(сем. Розоцветные)

Владимирская

3деревьев

5деревьев

Ягодники

Смородина черная

(сем. Крыжовниковые)

Смородина красная

(сем. Крыжовниковые)

Опытническая работа на УОУ.

При организации работы на УОУ важно правильно организовать интересные опыты. Каждый год на УОУ ставится 2-3 опыта. При этом учитываем:1) какой опыт и в каких классах, какой культурой будет ставиться; 2) на контрольной делянке и на делянке, где будет проводиться опыт должна быть одинаковая земляная смесь; 3) контрольная и опытническая делянка должны находиться рядом, форма и площадь должны быть одинаковыми;4) для более простых опытов нужна одна делянка для контроля и одна делянка для опыта.5) площадь делянки для опытов зависит от возраста учащихся, от культуры, которая взята для опыта, зависит от площади УОУ.

Вместе с проведением опыта учащиеся ведут наблюдения

Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.

В 2014 -2015 уч.году планируем провести следующие опыты:

В начальных классах:

1. Влияние густого и не густого посева семян редиса, и определение влияния такого посева на урожай. (2 класс)

2.Посев набухших и сухих семян тыквы, и определение влияния такого посева на урожай (4 класс)

3. Посев мелких и отборных зёрен фасоли, определение урожайности таких семян. (3 класс)

4. Посев однолетних цветов в разное время и определение сроков созревания их семян. (1 кл.)

В 5-7 классах:

1. Посев семян однолетних цветов и определение сроков созревания их семян. (6 класс)

2. Наблюдение за развитием картофеля, посаженного целыми клубнями, верхушками клубней, глазками и отростками. (7 класс)

Весной до начала опытов, тему и ход опытов заведующая УОУ объясняет учащимся и учителям, которые проводят летнюю практику на УОУ. Для фенологических наблюдений, по желанию, выбирается 2-3 ученика.Они в тетрадях записывают температуру, направление ветра и осадки. При описании опыта используются эти наблюдения. Они нужны для того, чтобы объяснять почему урожай этой или иной культуры высокий или низкий, почему в этом году много сорняков, болезней или вредных насекомых и др.

Эти опыты помогают учащимся использовать теоретические знания на практике, развивают любовь к труду.

Некоторые культурные растения ученики и учителя используют при проведении уроков природоведения, биологии, технологии в виде гербарных материалов, высушенных семян, колосья полевых культурных растений, корнеплоды и др.

Назначение УОУ, его структура.

1. Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-8 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.

2. На учебно-опытном участке школы организуются отделы: начальные классы, биология растений (5-8 кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный. Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.

3. Отдел начальных классов основных и средних школ состоит из делянок, на которых учащиеся 1-4 классов выращивают культуры в соответствии с программой по труду.

4. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры.

5. В производственном отделе выращиваются овощи, фрукты и ягоды для школьной столовой.

6. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь.

7. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования.

8. Вокруг участка создается естественная(из зеленых насаждений) изгородь.

9. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке используется для организации питания учащихся в школьной столовой.

10. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание культур, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.

11. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников. Внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, правил по охране труда при работе.

12. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:

Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками).

Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке -тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, в процессе общественно полезного,производительного труда, в том числе в период летних каникул).

Руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка. График их работы в период летних каникул).

Материальное обеспечение работы На участке(определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.)

13 . Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке.

14. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство на нем. Он вместе с педагогическим работником школы ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей..

15. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

16. Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на УОУ, охрану участка.

17 . Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом обучающихся на УОУ, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

18. Доходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений на УОУ, планируются и учитываются по сметам спец средств.

Правила по охране труда при работе на школьном учебно-опытном участке

Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в рабочей форме и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим обучающимся.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту обучающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Обучающимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж обучающихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Обучающимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать обучающимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 10 обучающихся. В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил охраны труда.

На учебно-опытном участке школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.

Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию.

Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представление о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитания любви и бережного отношения к природе; уважение к трудовой деятельности.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работу.

Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов. На участке могут организоваться общешкольные внеклассные мероприятия - «Праздник урожая», «День сада», «День птиц», выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей.

Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В связи с этим в структуре школьного участка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица.

В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.

По П.И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, ягодные, технические, масличные. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота.

В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.

По Н.М. Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических процессов и закономерностей (Схема 1).

Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики, коллекция «Цветочный календарь») и по общей биологии (коллекции растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность»).

Для доказательств общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуре пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Водные растения».

Основная работа на учебно-опытном участке осуществляется в весенний и осенний периоды. Для работы на участке создаются бригады из 4-5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллекции с учетом агротехники возделывания каждой конкретной культуры, ставят опыты, ведут наблюдения.

Весной идет планирование участка. При планировании учитывается наличие экскурсионных и рабочих дорожек. Ширина экскурсионной дорожки составляет 1,5 - 2 м, а рабочих - 70 - 80 см. С помощью шнуров, полевых измерительных приборов и колышков бригады размечают школьный участок, его отделы, планируют делянки.

После разметки готовят землю под посев. Посев семян и посадка рассады осуществляются с учетом агротехнических требований. Затем устанавливают этикетки.

Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа человек, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа. Рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.

Примерный план учебно-опытного участка

А. Отдел полезных растений

  • 1- пар;
  • 2- злаки;
  • 3- травы;
  • 4- прядильные и масличные растения;
  • 5- пропашные;
  • 6- эфиромасличные и лекарственные растения;
  • 7- модели севооборотов;
  • 8- метеорологическая станция.

Б. Отдел овощных растений

а - парники;

б - компост;

  • 1- листовые культуры;
  • 2- плодовые;
  • 3- корнеплоды;
  • 4- бобовые;
  • 5- многолетние культуры.

В. Плодово-ягодный отдел

  • 1 - питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
  • 2- земляника;
  • 3- ягодные культуры;
  • 4- вишни и сливы;
  • 5- яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
  • 6- дендрологическая коллекция.

Г. Отдел декоративных растений

  • 1 - однолетние растения;
  • 2 - многолетние растения;

Д. Отдел биологии растений

  • 1 - семейства;
  • 2 - хвойные и споровые растения;
  • 3- весенние растения;
  • 4- морфология растений;
  • 5 - цветочные часы;
  • 6- цветочный календарь;
  • 7 - приспособленность;
  • 8- альпийская горка;
  • 9 - дикорастущие полезные растений;
  • 10- опыты по общей биологии;
  • 11- дарвиновская площадка;
  • 12- водоем

Зоологический отдел